Перевести страницу

Новости

Календарь Страстной седмицы

 


КАЛЕНДАРЬ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ С УКАЗАНИЯМИ О СОБЛЮДЕНИИ ПОСТА НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ. 

Страстная Седмица со 22 по 27 апреля, или Неделя Страданий Господа. 

В первые три дня Страстной седмицы, в понедельник, вторник и среду утром в храмах совершается Литургия Преждеосвященных Даров. На трапезе по уставу сухоядение. 

24 апреля, ВЕЛИКАЯ СРЕДА. Воспоминание предательства Иуды. В великую среду на Страстной Седмице после «Буди Имя Господне...» последний раз совершаются 3 великих поклона, с молитвой прп. Ефрема Сирина, после чего земные поклоны прекращаются до дня Святой Троицы (кроме поклонов у Святой Плащаницы). 

УКАЗАНИЯ О СОБЛЮДЕНИИ ПОСТА В ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК, ВТОРНИК И СРЕДУ. 

«На трапе́зе же яди́м сухояде́ние, и сим удовля́емся. И я́коже в 1-ю седми́цу свята́го сего́ поста́, си́це и в сия́ дни: в Вели́кий Понеде́льник, во Вто́рник и в Сре́ду пости́тися подоба́ет» (Типикон, Великий Понедельник вечера, 2-е «зри»). «Ве́дати бо подоба́ет, я́ко и Шесты́й Вели́кий Собо́р повеле́ спаси́тельныя Стра́сти дни в посте́ и моли́тве и умиле́нии се́рдца сотворя́ти ве́рным. (Типикон, Великий Понедельник вечера, 3-е «зри»). 

- 25 апреля ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК. Воспоминание Тайной Вечери. Литургия св. Василия Великого. Вечером в храмах совершается утреня Великого Пятка ( Страстной Пятницы) с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа. 

УКАЗАНИЯ О СОБЛЮДЕНИИ ПОСТА В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ. 
«Та́же вхо́дим в трапе́зу и яди́м варе́ние с еле́ем. Пие́м же и вино́, и и́но сухояде́ние, зане́же пое́тся Аллилу́ия. Студи́йския же оби́тели Ти́пик повелева́ет в Вели́кий Святы́й Четверто́к я́сти еди́но варе́ние, и со́чиво, и обваре́н боб, пие́м же и вино́. Святы́я же Горы́ Ти́пик повелева́ет во Святы́й Вели́кий Четверто́к я́сти варе́ния два с еле́ем и вина́ по три ча́ши. И сия́ вся ка́ко разсу́дит настоя́тель, зря свою́ о Христе́ бра́тию произволя́ющу к душеспаси́тельной по́льзе» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток вечера»). 

В Великий четверг пища вкушается после вечерни, соединенной с литургией св. Василия Великого, т.е. один раз в день, вечером. Начало вечерни Типикон назначает в 8-й час дня (т.е. с 14.00), соответственно окончание ее будет в десятом часу, т.е. около 15.30-16.00 часов. 

Относительно качества пищи в Великий четверг Типикон приводит три чина: 
- По обычному (Палестинскому) последованию положено одно блюдо, но разрешается вкушение вареной пищи с растительным маслом. 
- По Студийскому уставу «ясти едино варение, и сочиво, и обварен боб, пием же и вино» (стр.912), т.е. предполагается одно вареное блюдо, но дополненное сочивом (любая каша) и бобовыми; о елее в этом уставе умалчивается, т.е. по-видимому, он не положен. 
- По уставу Святой Горы Афон положено два вареных блюда с елеем и вином. 

- 26 апреля - СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА , Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса. Литургии не положено. В храмах утром читают 12 Страстных Евангелий. Во второй половине дня совершается ВЫНОС ПЛАЩАНИЦЫ. 

УКАЗАНИЯ О СОБЛЮДЕНИИ ПОСТА В СТРАСТНУЮ ПЯТНИЦУ: 
В Великий пяток предписывается полный пост, т.е. полное воздержание от пищи и пития. Типикон:«Подоба́ет же и сие́ ве́дати, я́ко прия́хом в Палести́не, в сей день Вели́каго Пятка́, не твори́ти Преждеосвяще́нную, ниже́ па́ки соверше́нную Литургию, но ниже́ трапе́зу поставля́ем, ниже́ яди́м в сей день Распя́тия. А́ще же кто бу́дет многоне́мощен или́ престаре́лся, и не моги́й пребы́ти по́стен, дае́тся ему́ хлеб и вода́, по захожде́нии со́лнца» (Типикон, гл. 49, «Последование часов Святаго Великаго Пятка́»). 

- 27 апреля - ВЕЛИКАЯ СУББОТА. Воспоминания сошествия Спасителя в ад, где Он попрал силу дьявола и возвестил о победе над смертью. В 2018 году Великая суббота совпадает с Благовещением Пресвятой Богородицы. Совершается Литургия Василия Великого. После отпуста совершается благословение хлебов и вина (во храмах начинают освящать куличи). 

УКАЗАНИЯ О СОБЛЮДЕНИИ ПОСТА В ВЕЛИКУЮ СУББОТУ. В Великую Субботу на трапезе разрешается пища без растительного масла и вино. 

Типикон: По отпу́сте же исхо́дим из це́ркве в трапе́зу, и ся́дем ки́йждо на ме́сте свое́м, с безмо́лвием и со благогове́инством. И а́бие вхо́дит кела́рь, и дае́т бра́тии по еди́ному укру́ху хле́ба: я́коже бы просфоры́ на то угото́влены, в пол ли́тры хле́бы, уме́рены равны́, и по 6 смо́квей, или́ фи́ников, и по еди́ной ме́рней ча́ши вина́. А иде́же вина́ несть, испива́ют бра́тия квас от ме́да, или́ от жи́та. Смо́кви же обрета́ются на мно́жайших страна́х. 

[По отпу́сте же не исхо́дим из це́ркве, но седи́м на ме́стех на́ших, и вхо́дит кела́рь, и дае́т бра́тии по еди́ному укру́ху хле́ба, и по шести́ смо́квей, или́ фи́ников, и по еди́ному красову́лю вина́. Нам же возлежа́щим, быва́ет чте́ние вели́кое в Дея́ниих святы́х апо́стол от нача́ла (Триодь Постная, «Во Святую и Великую Субботу вечера»).] 

Ве́домо же да есть, я́ко в завеща́ниих святы́х апо́стол, и и́нде па́ки отцы́, да́же до куроглаше́ния, повелева́ют отговева́ти ве́рным. Святы́й же 6-й Собо́р до полу́нощи повелева́ет. Ти́пицы же Студи́йский, Иерусали́мский, и Святы́я Горы́, до конца́ 3-го часа́ но́щи глаго́лют соверша́ти слу́жбу, и та́ко я́сти, ничто́же и́но, но хлеб, и ово́щие, и ма́ло вин, я́коже мню. Сия́ у́бо вся мы сочета́вше, су́щим у нас о Христе́ бра́тиям предложи́хом, я́коже и предрече́ся по оте́ческому уста́ву, я́ко да ку́пно, внегда́ за́йдет со́лнце, клепа́ти, иде́же доспе́ет отпу́ст. (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера», 2-е, 3-е и 4-е «зри»). 

28 апреля - Окончание Великого поста. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА ГОСПОДНЯ. 

О СОБЛЮДЕНИИ ПОСТА ПО ЦЕРКОВНОМУ УСТАВУ. Священник Афанасий Гумеров: уставы церковные формировались в разных монастырях. Поэтому постепенно возникло различие в традициях. Устав поста в первую седмицу Великого поста сложился в древних обителях, где людям было по силам совершать подвиги не только телесные, но , прежде всего, духовные. Одна из самых главных целей монашеской жизни – смирение. Телесное воздержание для смиренного является средством стяжания других добродетелей. В наше время смирение у людей найти трудно. Если сейчас человек будет пытаться воздерживаться как древние подвижники, то в нем не останется и тени смирения. На опасность телесных подвигов в наше время указывал святитель Игнатий (Брянчанинов). 

Пост нужно соблюдать обязательно, но по силам. Здоровье людей не одинаковое. То, что для крепкого не требует усилий, для немощного будет подвигом. Устав поста Страстной седмицы по строгости близок к первой. Первые три дня без елея и варенной пищи. Реально в наше время в эти дни вкушают отварные овощи без елея, что вполне соответствует условиям нашей жизни. Великий четверг – день молитвенного воспоминания первой евхаристии. Разрешается елей. В Великую пятницу не вкушаем до вечерни и совершения чина выноса святой Плащаницы. Вечером можно вкушать как в первые три дня Страстной седмицы. В Великую субботу воздерживаемся от елея.

Великая суббота это самый тяжелый для верующего человека день – Спаситель находится во гробе, день, когда Спасителя с нами нет. «Се оставляется вам дом ваш пуст». В этот день вспоминается погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие Его душою во ад. Целый день в храмах и вокруг них совершается освящение куличей и Пасох. Вечером, за два-три часа до полуночи тысячи людей приходят в храмы и ждут, когда раздастся первый удар колокола – предвестник великого праздника Воскресения Спасителя, Пасхи…